Обслуживание кондиционера: своими силами и на сервисе

Обслуживание кондиционера: своими силами и на сервисе

13.07.2018 Выкл. Автор avtovestnik

Летом кондиционер – пожалуй, самая востребованная опция в машине.

Оптимальный микроклимат не только обеспечивает комфорт в поездке, но и влияет на безопасность: водитель меньше устает, устраняются синдромы сонливости, потери внимания. Чтобы весь сезон наслаждаться приятной прохладой и здоровой атмосферой в салоне, необходимо регулярно проводить обслуживание кондиционера.

Такие услуги предлагают многие автосервисы, однако зачастую все обслуживание у них сводятся только к заправке системы и проверке ее герметичности. Чтобы автовладельцы не потратили деньги зря, мы расскажем, какие работы должны проводиться, и на что следует обратить внимание.

Обычно выделяют два вида обслуживания: профилактическое и полное. В первом случае автолюбитель может все сделать сам, а во втором – ему не обойтись без помощи специалистов с профессиональным оборудованием.

 

Профилактическое ТО. Проводится 1-2 раза в сезон, в зависимости от пробега (примерно, через каждые 20-30 тысяч км). На исправном кондиционере оно сводится к очистке радиатора, замене салонного фильтра, проверке состояния и натяжения ремня привода компрессора (вспомогательных агрегатов) и внешнему осмотру трубок.

Не стоит мыть радиатор с помощью аппарата высокого давления (как на автомойках). Сильный напор воды может загнуть тонкие пластинки оребрения и эффективность охлаждения сразу снизится. Если радиатор сильно загрязнен (пух, листья, слой грязи) придется снять передний бампер и промыть радиатор водой с автошампунем (или неагрессивным очистителем), используя для этого щетку с мягким ворсом.

Иногда еще требуется провести дезинфекцию системы кондиционирования. Сигналом станет затхлый, заплесневелый запах, который идет из воздуховодов. Это значит, что в системе  появилась плесень и вредоносные бактерии (особенно этому подвержен испаритель: во время работы сильно охлаждается, и поэтому все время влажный). Если срочно не принять меры, это может закончиться легочной инфекцией. Существует даже специфическое заболевание – легионеллез (один из видов воспаления легких).

Для самостоятельной обработки в продаже имеются различные аэрозоли и испарители. Проникая в воздуховоды, их активных компоненты уничтожают вредоносную микрофлору. Насколько эффективен такой метод, судить не беремся. В любом случае надо понимать, что аэрозоли дезинфицируют, но не очищают систему. Если она забита пылью, грязью, пухом и т. п., бактерии, а вместе с ними и запах, будут появляться вновь.

 

Полное ТО. Рекомендуется проводить раз в два года (или через каждые 100 тысяч км пробега, если изготовитель не рекомендует иного). «Большое» ТО подразумевает разгерметизацию системы. Это связанно с необходимостью замены осушителя или его картриджа (гранулы осушителя удаляют из хладогента влагу и загрязнения). Если при работе разъединялись трубки – желательно заменить их уплотнительные кольца. Перед заправкой нового хладагента (обычно R134a) обязательно проводится вакуумирование системы. Проследите, чтобы работники добавили в хладагент специальное масло, а объем заправки точно соответствовал данным изготовителя.

Для проверки герметичности в хладагент добавляют флуоресцирующий краситель. Его следы на поверхности трубок и соединений укажут точное место микротрещины.

На профессиональном сервисе очистку системы проводят специальными составом. Он закачивается в воздуховоды, где превращается в активную пену, промывает и дезинфицирует всю систему вентиляции и кондиционирования. После окончания химической реакции образуется обычная вода, которая сливается через дренаж, одновременно промывая его трубку. Затем система продувается сжатым воздухом.

Такой метод очистки обычно дает хороший результат и стоит около 1 500 рублей.

В редких случаях климатическая система бывает запущена до такой степени, что промыть ее химсоставами невозможно. Тогда придется разбирать переднюю панель, снимать элементы, и очищать их вручную (или даже менять). Это хлопотно, дорого, но другого способа нет. Собственное здоровье еще дороже.

Периодическая профилактика и обслуживание помогут избежать больших трат и надолго сохранят кондиционер в исправном состоянии.