Не «тормозите» с заменой тормозной жидкости

Не «тормозите» с заменой тормозной жидкости

04.06.2018 0 Автор avtovestnik

Замена тормозной жидкости

Что важнее всего в машине? Двигатель? Кузов? Колеса? Важнее всего тормоза! От их исправности и эффективности напрямую зависит безопасность. ПДД запрещают движение автомобиля с неисправной рабочей тормозной системой. Иногда бывает так, что исправные вроде бы тормоза отказывают в самый критический момент: как правило, это заканчивается ДТП. Попробуем разобраться, в чем может быть причина, и как этого избежать.  

Для начала немного теории. Рабочая тормозная система любого современного автомобиля гидравлическая, с раздельными контурами. Это делается для повышения безопасности: в случае повреждения тормозной трубки (или обрыва шланга) эффективность торможения резко снизится, но за счет исправной магистрали машину все-таки можно остановить. На автомобилях без ABS применяется двухконтурная система: по параллельной (отдельно на передние и на задние колеса) или диагональной (на противоположные передние и задние колеса) схемам. В машинах с ABS гидроэлектронный модуль распределяет тормозные усилия отдельно для каждого колеса (соответственно, от модуля отходят четыре магистрали).

При нажатии на педаль тормоза (продавить ее помогает вакуумный усилитель) главный тормозной цилиндр засасывает жидкость из бачка и с ее помощью передает усилие на рабочие механизмы колес.

Тормозная жидкость обладает уникальными характеристиками: имеет хорошую проникающую способность, смазывающие и антикоррозионные свойства, а самое главное,  может работать в широком диапазоне температур (от -50 до +250 С0). Но у всех тормозных жидкостей есть большой недостаток: они гигроскопичны. Жидкость активно впитывает влагу из воздуха, при этом ее свойства ухудшаются. Чем старее жидкость, тем больше в ней влаги.

Казалось бы, чем может грозить несколько миллилитров воды? Оказывается, если в тормозной жидкости появляется всего 3% влаги, температура ее закипания снижается до 150 Сº. При многократном и интенсивном замедлении тормозные механизмы сильно нагреваются, утратившая свои свойства жидкость начинает кипеть, образуя пузырьки воздуха. Если нажать на педаль тормоза, она просто провалится, и машина тормозить не будет.

Проблема в том, что оценить качество тормозной жидкость без специального прибора невозможно. Водитель может только следить за ее уровнем в бачке. Цвет – тоже не показатель. Некоторые автолюбители считают, что жидкость надо менять, только когда она помутнеет. Ошибочное мнение! Если тормозная жидкость потеряла прозрачность, приобрела грязно-серый оттенок – она уже давно ни на что не годится, ее надо было менять гораздо раньше!

В мае этого года наши коллеги – автожурналисты из Белоруссии провели эксперимент: вместе с инспектором ГАИ они останавливали машины и предлагали водителям проверить состояние тормозной жидкости. Особым прибором-индикатором специалист определял количество воды в жидкости. Результат показателен: из девяти остановленных автомобилей у шести содержание влаги критическое. Водителям было рекомендовано срочно поменять тормозную жидкость.

Любой автолюбитель помнит, когда ему надо поменять масло в двигателе и фильтр. Большинство водителей следят за уровнем антифриза, и не забывают доливать «омывайку». Но если спросить: «Когда последний раз менял «тормозуху?», многие разведут руками. Некоторые вообще не знают, что ее нужно менять.

Между тем, замена тормозной жидкости – это обязательная сервисная операция. Ее периодичность определяется изготовителем и указанна в сервисной книжке. Если точных данных нет (или вы не знаете дату последней замены), можно придерживаться следующего правила.

 

Тормозную жидкость надо менять через каждые 60 000-80 000 км пробега или раз в 2 года.

как долить тормозуху

Обязательно поменяйте жидкость, если купили подержанную машину. Процедура это не сложная, занимает не более 30 минут. Если у вас есть минимальный опыт, место и добровольный помощник, можно все сделать самостоятельно. Технология «прокачки» тормозов описана много раз, повторяться мы не будем. Сложности могут возникнуть с тормозной системой, оборудованной ABS: у нее есть свои нюансы. Если не уверены в своих силах, лучше обратитесь в сервис.

самостоятельно проверить тормозуху

Используйте тормозную жидкость только того класса, который рекомендован автопроизводителем. Смешивать межу собой жидкости на гликолевой основе класса DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 не желательно (у них разные характеристики), но не критично. А вот смешивать их с жидкостью класса DOT 5 (на силиконовой основе) нельзя!